Лоскутное шитье – изысканное искусство или примитив?

Направление “примитивизм” достаточно распространено в искусстве. В словарях дается такое определение: примитивизм (от примитив) стиль живописи, зародившийся в конце 19 — 20 вв., вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребенка или рисунки первобытных времен. Множество мастеров и сегодня работают в этом стиле, проводятся выставки в этом направлении, изделия, выполненные в духе примитивизма неизменно вызывают интерес у коллекционеров. Уже много лет примитивность в пэчворке занимает важное место. Исторически так сложилось, что печворк всегда ассоциировали с бедностью, с экономностью. Ткани были очень дорогими и доступными только богатым людям, поэтому бедноте приходилось каждый лоскуток применять в деле, ничего не выбрасывалось. Так появились первые изделия, выполненные в технике, называемой сегодня петчворк. Постепенно лоскутное шитьё становится не просто средством сбережения, а творчеством. Сегодня петчворк доступен любому желающему. Тем не менее, это довольно дорогостоящее занятие - ткани, инструменты стоят не дешево. Поэтому не так уж верно ассоциировать печворк с бедностью и нищетой. Печворк, как вид рукоделия, начал активно развиваться с 90-х годов прошлого столетия, со временем появились свои стили и направления. Теперь каждый желающий может найти себе что-то по вкусу. Множество различных техник, способов шитья, методик позволят найти свою нишу в деле лоскутного шитья. Некоторые методы и приёмы пришли в печворк из других видов декоративно-прикладного искусства. Но всё равно лоскутное шитьё отличается своими несложными методиками и простыми формами. Изделия, выполненные в лоскутных техниках, отличаются простотой, их можно шить как под определённый интерьер, так и просто для души. Но любая вещь всегда найдёт применение в быту. Бывали ли вы на выставках изделий, выполненных в технике лоскутного шитья? Не задумывались ли вы, почему мимо одних, на первый взгляд изысканных и грандиозных творений, мы проходим, задержав взгляд лишь на мгновение. А около других, иногда более простых изделий, стоим долго, всматриваемся, изучаем. Скорее всего, потому, что во второе изделие мастер вложил не только кусочки ткани, не просто сшил их в одно целое. Он вложил туда гораздо более важное и ценное – свою душу, настроение, свой импульс. Такое творение может много рассказать о своём создателе, оно не оставляет равнодушным, не позволяет просто пройти мимо, не восхитившись талантом мастера. Создавая, например, декоративное панно в любой из других техник, мы покупаем дорогие материалы, уделяем много времени работе над своим творением, стараемся сделать вещь без малейшего изъяна. В результате получаем изделие, которым гордимся, показываем всем гостям, отдаём на выставки. С лоскутным шитьём всё гораздо проще, в качестве материала используются остатки ткани. Результат этой деятельности чаще всего не на показ, а для души. Многие лоскутки – не просто кусочки ткани, а память, переживания. Когда накрываешься лоскутным одеялом, сшитым из кусочков бывшей одежды своих любимых и родных людей, то эти воспоминания греют ещё больше, чем само одеяло. Оно становится как бы семейным архивом. А если шьешь изделие в подарок близкому человеку, вкладываешь в работу часть своей души, тепло своих рук - то такая вещь будет согревать тело и душу не меньше. Каждое изделие, выполненное в технике лоскутного шитья, хорошо само по себе, не принято их сравнивать друг с другом. Да и как можно сравнить лоскутное одеяло с лоскутной прихваткой для кухни. Ценность изделия не в материалах и способах его создания, а в том, какое значение это творение играет для мастера. Примитивно ли лоскутное шитье? Искусство ли это? А так ли уж это важно? Работайте над собой, создавайте, творите. Не забывайте об основах, но и не стойте на месте. И не нужно стремиться создать что-то уникальное, неповторимое. Ведь вашему творчеству не так уж и нужно, чтобы его признали настоящим искусством. Потому что искусство – это лишь отражение вашей души, а творчество – это её состояние, её качество.